Форум «Культурный десант 45/25» стартовал в Нижнем Новгороде

 17 июня 2025 года в Корпоративном университете правительства Нижегородской области  состоялось пленарное заседание, которое открыло масштабный межрегиональный проект «Культурный десант 45/25». Мероприятие прошло под символичным названием: «Поволжье – сердце культурного сопротивления. Нижний Новгород как источник вдохновения».

         «Культурный десант 45/25» — это проект, призванный на языке музыки, образов и слов вспомнить о былых и рассказать о текущих подвигах, сохранить память о Великой Победе и воспеть героев настоящего времени. Как отмечают организаторы, культура не только сохраняет память и духовные ценности прошлого, но и формирует смыслы завтрашнего дня. 

         Пленарное заседание объединило представителей органов государственной власти, ведущих деятелей культуры, общественных деятелей и героев России. В обсуждении приняли участие представители культурного сообщества: министр культуры Нижегородской области Наталья Суханова, председатель Думы Нижнего Новгорода Евгений Чинцов, музыкант, основатель проекта «Культурный десант 45/35», член Общественной палаты РФ, скрипач Петр Лундстрем, писатель, подполковник Росгвардии Захар Прилепин, композитор Алексей Сергунин, продюсер, эксперт в управлении культурными проектами, лектор Школы-студии МХАТ и ГИТИСа Евгений Стодушный, писатель-фантаст Сергей Лукьяненко, режиссёр и фронтовой оператор Максим Фадеев, поэты Мария Ватутина, Анна Долгарева, генеральный директор и продюсер студии RealdocProductions, кинодокументалист Сергей Белоус.

         Пётр Лундстрем открыл пленарное заседание и рассказал о проекте «Культурный десант 45/25». Он подчеркнул, что значение культуры и в годы Великой Отечественной войны, и в нынешних реалиях СВО невозможно преуменьшить.

         «Во время Великой Отечественной войны более 30 тысяч артистов дали более полутора миллионов концертов на фронте. Не было буквально ни одного соединения Красной Армии, где не было бы концерта. На фронте выступали артисты Малого театра, балерины Большого театра, музыканты, поэты, фронтовые бригады. Даже на концертных роялях выступали на фронте. Этим проектом мы хотим отдать дань памяти временам Великой Отечественной войны и той преемственности, которую мы, конечно же, стараемся выстраивать с этим великим временем. Потому что сейчас на фронте тоже выступают артисты, писатели, поэты, музыканты. Некоторые из них сидят сегодня на сцене. Нам хотелось бы поговорить сегодня о том, какова роль культуры во время войны. Какова роль культуры в послевоенное время? Что культура способна сказать о будущем? Способна ли она представить тот самый образ будущего?» — сказал Петр Лундстрем.

         Участники пленарного заседания подчеркнули ключевую роль Поволжья как культурного и духовного центра в годы Великой Отечественной войны. Горький стал символом культурного сопротивления фашизму — город принимал эвакуированные театры, киностудии и литературные объединения. Представители профессионального сообщества обсудили концепцию культурной преемственности и отметили, что наследие деятелей культуры военного времени продолжает формировать гуманитарную повестку современной России. Особо в ходе дискуссии выделили значимость культуры как инструмента национальной консолидации и источника созидательной энергии. Также были обозначены векторы развития проекта «Культурный десант 45/25» в других городах Волги от Казани до Волгограда.

         «Сегодня произошла достаточно искренняя беседа, открытая. Озвучены проблемы, которые необходимо решать, и я для себя очень много почерпнула. Сейчас происходит переосмысление того, как правильно рассказывать об исторических событиях нашей молодежи, где расставить ключевые точки, через какие технологии это возможно. И все это мы применяем на практике в нашем регионе. Необходимо понимать, особенно находясь в Нижнем Новгороде, что Победа в Великой Отечественной войне была достигнута объединением мощнейших ресурсов – силы воли, героизма. И героизма не только тех, кто был на передовой, но и тех, кто был в тылу. И проект «Культурный десант 45/25» говорит в том числе и об этом», — отметила Наталья Суханова.

         Евгений Чинцов подчеркнул значимость силы культуры в контексте специальной военной операции.

         «Существует выражение: «Культура съедает на завтрак стратегию», и мы это видим наглядно. Деятели культуры, как и военные, оказываются под прицелом нашего противника. Наши враги прекрасно осознают, насколько сильна культура и какова ее роль в информационной войне», — сказал он.         Председатель Думы Нижнего Новгорода также отметил важность специальной программы президентской инициативы «Время героев», которая готовит участников специальной военной операции к работе на руководящих позициях в сферах государственного и муниципального управления, госкорпораций и других областях гражданской жизни.

         Захар Прилепин подчеркнул важность культуры в условиях войны и вызовы, с которыми сталкивается наша страна сегодня. 

         «Дело, конечно, не в русских писателях и не в русских музыкантах, а вообще во всем этом защитном слое любой национальной культуры, которая и бережет не просто культурное состояние народа, она бережет сам народ, саму нацию. Она уберегает ее от истребления, потому что, когда эта защитная пленка культуры спадает, нация становится беззащитна, она исчезает. Возвращение народа, нации к национальной культуре — это вопрос выживания народа… Если в 1941 году не появилась бы песня «Священная война», если бы не было симфоний Шостаковича, была бы у нас Победа? Я уверен, что нет. Без национальной культуры не было бы и победы 1812 года, и вообще ничего бы не было. Если читать древнерусские тексты, там прямо говорится: «Мы — русские, у нас — русская земля». Эти слова произносились тысячу лет назад, и они работают. Если мы их забудем, мы исчезнем как географическая и демографическая величина», — сказал Захар Прилепин.

         Сергей Лукьяненко также рассуждал об объединяющей идее и роли культуры в появлении идеологии.

         «Ни одна цивилизационная битва не выигрывается без идеологии. Когда она живая и искренняя, за неё готовы бороться. Сегодня у нас нет объединяющей идеи, и культура, вместо того, чтобы формировать любовь к своей стране, часто предаёт её, стремясь остаться нейтральной или угодить внешнему миру. Но именно культура должна стать той резервной идеологией, которая сохранит нас до появления настоящей», — высказался писатель.         Максим Фадеев поделился личным опытом съемок в зоне боевых действий, а также отметил тонкие методы ведения войны противников России. 

         «Сегодня против нас ведётся война нового типа — не за территорию, а за сознание. Используются технологии, социальные сети, нейросети. Людям внушают, что можно убивать таких же, как они сами. Но победить можно только правдой и личной позицией: чем больше правды, тем больше доверия к нашим ценностям», — подчеркнул режиссер.

         Алексей Сергунин поделился подробностями создания концерта-симфонии «Русскому Донбассу». 

         «Идея написать это произведение, концерта-симфонии «Русскому Донбассу», возникла у меня к лету 2022 года. Как композитор, я готовился к участию в первом международном конкурсе имени Рахманинова, лауреатом которого впоследствии стал. После 22 февраля я, потрясенный происходящими событиями, написал два произведения на этот конкурс: «Концерт для рояля с оркестром» и «Скерцо в русском стиле». С ними я победил на конкурсе. Впоследствии же понял, что нужно обязательно создать что-то гораздо более системное, охватывающее совершенно разное время. Я написал произведение, состоящее из четырех частей, каждая из которых посвящена определенному времени России и определенным людям. Так появился концерт-симфония «Русскому Донбассу», — рассказал композитор.

         Сергей Белоус рассказал о сложностях с трансляцией фильмов на военную тематику на современных платформах и вспомнил личный опыт с картиной «У края бездны».

         «У нас есть аналог Netflix, куда подобная тематика в принципе не допускается, мы даже на саму страничку не могли этот фильм зарегистрировать два месяца. Говорят, что СВО — тема токсичная, и никто смотреть такое не будет. Но потом, когда фильм выходит, он становится самым популярным документальным фильмом на всей платформе. То есть народу это нужно, но понимание в системе, к сожалению, у наших коллег, отсутствовало», — высказался Сергей Белоус.

         Идеология форума опирается на тезис: «Великая река — великая культура». Города Поволжья в годы войны стали духовными опорами страны. Организаторы мероприятия отметили, что сегодня Нижний Новгород вновь становится пространством для осмысления исторической миссии культуры и её роли в формировании будущего.

         Форум продолжился творческими встречами с писателями Захаром Прилепиным, Сергеем Лукьяненко, поэтами Анной Долгаревой и Марией Ватутиной, а также показом фильма «У края бездны» Максима Фадеева. В Нижегородской филармонии прозвучала концерт-симфония «Русскому Донбассу» композитора Алексея Сергунина. 

         Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и правительства Нижегородской области, он нацелен на переосмысление исторической роли культуры в годы Великой Отечественной войны и формирование образа будущего России через искусство. Нижний Новгород, исторически — Горький, дал старт маршруту на пути «Культурного десанта» вдоль великой русской реки Волги.

         Символ проекта — возрождённое судно «Метеор 120Р» на подводных крыльях, оснащенное искусственным интеллектом. Участники проекта будут перемещаться по маршруту Нижний Новгород—Казань—Самара—Волгоград, символизируя движение сквозь время, к новым культурным смыслам.

Еще новости по теме
Подписывайтесь на нашу группу в ВКонтакте и включайтесь в жизнь нашего района!
Выбор читателей

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки