Красная Пустынь (исторический очерк)
«Речка Пьяна, речка Пьяна,
Ты течешь издалека.
И проносишь воды прямо
Через годы и века».
На своих нагорных и отлогих берегах, на всем своем протяжении в 436 км приняла 200 истоков и приютила 71 поселение. Течет «подковой», впадает в реку Суру в 65 км от истока. Кто и как считал твои километры в извилинах влево-вправо – неизвестно. Примерно на половине своего «пьяного» пути на левом берегу, на взгорье в неизвестном времени возникло поселение, называвшееся до 1925 года Красноярской Пустынью.
Красное – знаменует «красивое», «привлекательное» местоположение. Яр – взгорье на крутых берегах рек. Пустынь – свободное, необжитое место, обитель отшельников в уединенных местах.
За далью времени невозможно определить точный год возникновения села. Возможно, здесь появились переселенцы из других мест в связи с нашествием татаро-монголов. Не случайно на другом берегу реки Пьяны возникло татарское село Камкино почти напротив Красноярской Пустыни. Ужились, в мире и согласии живут уже несколько веков.
После взятия Казани Иваном Грозным в 1552 году границы русских владений далеко отодвинулись за пределы Нижегородской губернии. Тогда и началось усиленное заселение Припьянья русскими. Богатый край с почти нетронутыми лесными и речными богатствами, черноземными почвами всем давал приют и проживание.
Это были крестьяне, бежавшие на свободные земли от непосильного гнета помещиков; других отправляли как ссыльных сами помещики. Из Центрального архива Нижегородской области я получил информацию о владениях Красноярской Пустыни.
Так, по Ревизской сказке (архивный фонд Нижегородской казенной палаты) с. Красноярская Пустынь Княгининского уезда за 1782 года принадлежало графу Петру Александровичу Бутурлину. Основное население – крестьяне. Общее количество – 225 человек: 108 мужчин, 117 женщин.
В интернете нашел обширные сведения о роде Бутурлиных вплоть до 1917 года.
Так, в 1720 году Красноярская Пустынь была вотчиной князя Бориса Ивановича Куракина, сподвижника и свояка Петра I. Родился в 1676 году, умер в 1727 году. Был дипломатом, политиком, писателем.
В 1696 году был направлен в Италию для изучения морского дела, фортификации и математики. Был участником Азовских походов (1695–1696 гг.), Полтавской битвы (1709 г.).
Петр Александрович Бутурлин (1734–1787 гг.) был сыном московского генерал-фельдмаршала, губернатора Александра Борисовича Бутурлина. Приходился внуком Б.И. Куракина. Родился в Киеве, в 1742 году семья переехала в Москву. Много лет был посланником в Испании, затем в Голландии. В 1770–72 г. служил на флоте в финансовой экспедиции. Был
женат на графине Марии Романовне Воронцовой, сподвижнице Екатерины II и Екатерины Романовны Дашковой (в девичестве – Воронцовой). Их дети – Дмитрий Петрович и Екатерина Петровна. Последняя была замужем за Андрианом Ивановичем Дивовым.
По Ревизской сказке за 1857 г. Красноярская Пустынь принадлежала генерал-майору Николаю Андриановичу Дивову. Родился 2 декабря 1792 г., умер в июне 1879 г. Отец – действительный камергер Андриан Иванович (1747 –1874 г.), мать – Елизавета Петровна, урожденная графиня Бутурлина. Николай Андрианович родился в Стокгольме, куда был командирован его отец для поздравления с восшествием на престол короля Швеции Густава IV.
Николай Андрианович был генерал-майором, участником Бородинского сражения, автором воспоминаний об Отечественной войне 1812 г. Он же был крупным помещиком, коннезаводчиком. В 1817 г., при разделе с братьями, Николай Андрианович получил имение в Нижегородской губернии: с. Красноярская Пустынь – 185 душ, д. Погореловка – 214, д. Погорелов Майдан – 226. В Красноярской Пустыни по переписи за 1857 г. значится 237 человек: 112 – мужчин, 125 – женщин, 25 дворов.
Село Игнатово в конце XVIII – начале XIX веков также было вотчиной Николая Андреевича Дивова. Кроме того, у него были имения ещё в 8 губерниях.
Так, из поколения в поколение, по родственным связям село Красноярская Пустынь передавалось. Фамилия Бутурлиных закрепилась в названии рабочего посёлка Бутурлино в нашей области. В 2017 году бутурлинцы широко отметили 465-летие своего села – рабочего поселка. Датой его основания считается 1552 год. Скорее всего к этому времени относится и рождение села Красноярская Пустынь. По реформе территориального деления России на уезды, проведённой Екатериной II, село в 1779 году входило в Княгининский уезд Нижегородского наместничества, упраздненный в 1796-м. В 1862 году вновь восстановлен в составе Нижегородской губернии. В 1923-м территория уезда была разделена между Лысковским и Сергачским уездами. Красноярская Пустынь осталась в составе Сергачского.
Население Красной Пустыни входило в разряд крепостных крестьян, которыми владели государственные деятели. Крестьяне имели наделы земли, на которых выращивали всё необходимое для жизни: зерновые, овощи, фрукты, ягоды и так далее. Занимались рыболовством (река была рядом), скотоводством. Изрядную часть полученной продукции платили помещику – владельцу поместья, т.е. были податным сословием. Они были ограничены в свободе передвижения, могли подвергаться телесным наказаниям, выполняли рекрутчину и другие повинности. Имели полное право вступать в брак, заводить семью. До 1497 года один раз в году, в Юрьев день, имели право перехода к другому помещику. В 1581 году такое право было отменено. Отсюда и пословица: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день». Но было и право выкупиться из помещичьей неволи за деньги. Таким правом воспользовались разбогатевшие крестьяне.
Из крепостных крестьян вышли промышленники Гучковы, Морозовы и многие другие.
Художник Тропинин – из крепостных. Архитектор Демерцев был крепостным графа Трубенцова.
Или пример поближе:
У помещика села Андросово (нынешнего Гагинского района) Брехова был крепостной Николай Васильевич Ульянов. В 1791 году он был отпущен в оброк (на заработки в г. Саратов). Отработав оброк, стал государственным крестьянином. Имея незаурядные способности, в 1808 году был причислен к мещанскому сословию.
Его сын, Илья Николаевич, окончил Казанский университет, был назначен директором народных училищ Саратовской губернии, сеял разумное, доброе, вечное. Его сын, Владимир Ильич Ленин был создателем первого в мире социалистического государства – СССР, которое просуществовало 70 лет.
Качество жизни крестьян во многом зависело от гуманитарных свойств владельцев. Учитывая высокие должностные положения «хозяев» Красноярской Пустыни, думается, что материальное положение их крестьян было вполне удовлетворительным.
Хотя в воспоминаниях сельского старожилы Степана Ивановича Панина, прадеда Натальи Евгеньевны Дермидонтовой (уроженки села, активно занимавшейся изучением его истории), говорилось о том, что пожар, от которого сгорело всё село, в том числе и церковь, случился как наказание жителей за поддержание смуты или Пугачёва, или Разина. Какой-то житель был сослан на Урал, на реку Яик.
По рассказам бабушки Натальи Евгеньевны Паниной, Раисы Петровны, название села могло произойти от того пожара, когда от села остались только красные угли. Наверное, это домыслы, поскольку село существовало до пожара.
Есть и такое предположение, что село была приютом для старообрядцев. Может быть. Вот что говорится в «Ведомости о церкви Святого великомученика Федора Стратилата сгоревшего села Красноярская Пустынь за 1830 год»: «Оная церковь со всем ее имуществом 1825 года 28 мая вместе с селом Красноярская Пустынь сгорела. Когда была построена, неизвестно. Здание было деревянное, с колокольней. Престол в ней был во имя Святого великомученика Федора Стратилата. Утвари было достаточно. Притч: священник, дьякон, дьячок и пономарь. Земли при сей церкви усадебной не более десятины, но и оная находится во владении прихожан. Ни плена, ни межевой книги не имеется. Дома у священнослужителей собственные, деревянные, на господской земле в приходской деревне Погореловке, в
разных местах после пожара поставленные».
В интернете нашёл обширную информацию о великомученике Фёдоре Стратилате Гераклийском. «Он один из самых почитаемых на Руси святых. Ему посвящено много храмов, и он считается покровителем Воинства и сам был воином.
Родился в городе Евхаи, когда – неизвестно. Дата мученической смерти – 319 год. Жил во времена императора Лициния. Фёдор Стратилат стал начальником после убийства змия, который периодически нападал на тех, кто проходил мимо него и покидал их. Город был охвачен паникой. Стратилат вооружился, сел на своего коня, настиг змия и убил его. Об этом узнал император Лициний и возвёл его в ранг Стратилата, назначил командиром в город Гераклию. Здесь он обратил многих ко Христу. Это стало известно императору, и он пригласил Фёдора в столицу. В ответ Стратилат написал письмо Лицинию, в котором предложил самому императору посетить Гераклию, так как этот город населен христианами и
может отпасть от империи. При этом Святой Фёдор просил Лициния захватить с собой идолов самых известных богов, чтобы более наглядно жителям города показать силу. Это была своеобразная хитрость, потому что Фёдор Стратилат задумал через это продемонстрировать силу христианства над язычеством.
Император Лициний привёз с собой сотни скульптур языческих богов из серебра и золота.
Стратилат попросил эти изваяния забрать себе на ночь, якобы для жертвоприношения. Ночью Святой Фёдор разбил все статуи на части и раздал нищим. Лициний был возмущён поступком Святого, но Федор в своей речи доказал истинность христианства и правильность своего поступка.
С этого момента начался крестный путь Святого, так как император приказать предать его казни, но до нее Фёдор Стратилат был подвергнут мучениям: тело его драли крючками, жгли огнем, лишили зрения, распяли на кресте. Но ангел был послан Фёдору и явился к нему, снял с креста и полностью исцелил его.
На следующий день горожане, увидев Федора живым и невредимым, уверовали во Христа. Лициний, узнав об этом событии, велел отсечь Фёдору голову. Так он закончил свою мученическую жизнь.
На Руси с очень давних времён почитают Фёдора Стратилата как покровителя воинов. Наверное, не была случайностью строительство церкви здесь во имя этого Святого.
Позади было покорение Иваном Грозным Казани, Пугачёвское и Разинское восстания, религиозный раскол. Воинов-рекрутов надо было поддержать и духовно.
Надо думать, что село выгорело не полностью. За какое-то время оно обустроилось, став деревней, приходом села Погореловка, где была построена Знаменская церковь.
По рассказам Татьяны Хрущёвой (Алсофьевой) церковь Красноярской Пустыни находилась в пределах сохранившихся до нашего времени останков часовни, выполненной из красного кирпича. Около церкви находилось и кладбище. По рассказам её отца, Александра Александровича Матвеева, при строительстве магазина, где рыли траншеи, находили большие колодцы с человеческими останками. При рытье погребов, да и под полом часовни, когда снимали доски, тоже находили черепа. Об этом слышала Наталья Евгеньевна Дормидонтова от пожилых сельчан. И село до пожара находилось немного выше теперешнего, но точных данных нет. По переписи 1859 года в селе был кирпичный завод, работавший сезонно. До сих пор сохранились несколько домов, выполненных из красного кирпича, в которых проживают сельчане. На некоторых кирпичах сохранились выгравированные даты. В каких сёлах или деревнях раньше были дома из кирпичной кладки? В редких. Это говорит о достаточном уровне жизни красноярцев.
Рубеж 1917 года по данным ЦАНО перешел 81 домохозяин села Красноярская Пустынь Яковлевской волости Княгининского уезда.
Среди домохозяев много однофамильцев: Кулагиных – 8, Курасановых – 6, Киотовых – 11, Паниных – 4, Ухловых – 4, Самсоновых – 9, Богомоловых – 8.
Назову их имена-отчества.
Кулагины: Иван и Яков Михайловичи, Фёдор Михайлович, Степан Иванович, Иван Семёнович, Иван Михайлович, Василий Степанович.
Курасановы: Марфа Егоровна, Иван Степанович, Осип Григорьевич, Фёдор Степанович, Роман Никитич, Николай Степанович,Киотовы: Егор Иванович, Иван Семёнович, Алексей Николаевич, Михаил Николаевич, Михаил Дмитриевич, Василий Дмитриевич, Прокофий Иванович Василий Дмитриевич, Иван Дмитриевич, Пётр Михайлович, Иван Дмитриевич.
Ухловы: Федор Васильевич, Василий Семёнович, Дмитрий Иван Яковлевич, Иван Яковлевич.
Самсоновы: Павел Иванович, Павел Григорьевич, Василий Вавилович, Екатерина Семеновна, Дмитрий Павлович, Татьяна Ивановна, Михаил Григорьевич, Фёдор Платонович, Григорий Павлович.
Богомоловы: Василий Иванович, Панкрат Михайлович, Пётр Иванович, Семён Михайлович, Матвей Дмитриевич, Павел Дмитриевич, Анна Янисимовна, Михаил Дмитриевич.
У каждого домовладельца были родители, жены, мужья, дети.
По грубым подсчетам в 1917 году в Красноярской Пустыни проживало примерно 500 человек.
Многие указанные фамилии носят в настоящее время и наши сергачане: Курасановы, Панины, Бычковы, Анисимовы, Пушкаревы, Самсоновы и другие. Возможно, это их потомки: пра-пра-пра внуки (внучки). Не обошла краснопустынцев и гражданская война. Одним из её участников был Михаил Васильевич Киотов. Я лично знал его самого и его семью: супругу Анну Егоровну, сына Михаила по прозвищу Песок, его жену Зою, работавшую почтальонкой, их сынишку Сашу. Не раз ездил со своей семьёй сюда купаться, рыбачить на Пьяне или в озерке рядом с селом. Бывал в их старинном, дореволюционной постройки, доме. Хозяева отличались гостеприимством. Рассказывал Михаил Васильевич о дореволюционной жизни, гражданской войне. Как его и товарищей, попавших в плен в одном из украинских хуторов, расстреливали махновцы. С трудом остался жив после выстрела в голову, который, очевидно, через много лет отозвался слепотой на оба глаза. Но выжил, вернулся в свою деревню. А здесь… организация колхозов и… вновь война – с кулачьем, беспощадная, смертная.
Только стала налаживаться жизнь и… опять война, теперь с фашистами. В декабре 1941 года на пятом десятке лет ушел на фронт. По ранению и возрасту определили возить обед на передовую. Здесь ещё раз смерть обошла его: мина накрыла повозку, убила лошадь, а сам опять чудом остался в живых. Осенью 1945 года вернулся домой с медалями «За боевые заслуги» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945
годов».
Отдыхать не пришлось: работы в деревне – море. Плотничал, сенокосил, помогал вдовам что-то сделать, починить. Не слышал в его рассказах жалоб, нытья. Своим оптимизмом заражал других. Таким он был человеком с большой буквы. В очерке «Прошу считать коммунистом» корреспондент «Ленинского знамени» (№134, 1973 г.) Ю. Исупов писал, что Михаил Васильевич Киотов при вручении ему нового партбилета, когда ему уже было за 70 лет, сказал: «Прошу до последнего дня моей жизни считать меня коммунистом». Он и был им до последней минуты жизни. Умер 22 сентября 1973 года. В дружеских отношениях был с его сыном Михаилом, работавшим в своём селе в отделении совхоза «Сергачский». Характером был в отца. Жаль рано ушёл из жизни по болезни. 15 мая 2007 года провожал его в последний путь. По его просьбе он похоронен на окраине кладбища, откуда открывается вид на луга, реку Пьяну, раздолье, которые он беззаветно любил.
Его жена, Зоя Михайловна, много лет работала почтальонкой. Наверное, она 3 мая 1986 года принесла в село радостную весть: у супругов Николая Юрьевича и Юлии Ивановны Масловых родилась тройня – Вера, Надежда, Любовь. Помню суждения-сочувствия сотрудников роддома маме Юлии: как она справится с тройней, трудно будет.
Справилась. В заметке Елены Майоровой («Сергачская жизнь», 06.08.2021 г.) «А люди здесь хорошие» рассказывается об этой семье спустя 35 лет. Вера, Надежда, Любовь живут в Нижнем Новгороде. Вера работает кадровиком, Люба бухгалтером, Надежда помощницей исполнительного директора по пошиву свадебных платьев. Все давно уже мамы.
Я отвлекся от основной темы.
Наверное, кроме М.В. Киотова были и другие жители – участники той гражданской войны. До организации колхозов в конце 20-х годов прошлого века село жило обычной крестьянской жизнью: труд до седьмого пота на личных земельных наделах и содержание домашних животных.
В конце 20-х в районе стали организовываться колхозы – коллективные хозяйства.
Как это происходило? Летом 1929 года для организации помощи действующим и вновь создаваемым колхозам был создан Сергачский кустовой совет колхозов, которым руководил С.Ф. Силантьев. В штате совета был агроном, зоотехник, бухгалтер. Совет планировал работу по коллективизации в районе, создавал мастерские по ремонту сельскохозяйственной техники, оказывал помощь в получении колхозом кредитов. Да 1929 года на территории района имелось 4 колхоза, объединивших 81 хозяйство. К весеннему севу 1929 года приступили уже 14 колхозов.
В Красной Пустыне сначала образовалась сельхозартель, затем в неё вошли Красная Новь, Красная Звезда, позднее – село Луговое. Образовался колхоз «Краснопустынский».
Трудно в настоящее время найти точные сведения о первом председателе колхоза. По сведениям В.Ю. Макаровой им был Круглов из села Чуфарово, его сменил Пименов Серафим Васильевич. После объединения с артелью в Красной Нови колхоз возглавил А. Кузнецов. В 1955 году красно-пустынский колхоз ещё значится. В послевоенное время им руководил Панин Евгений Иванович (1920–1999 гг.). Родился Евгений Иванович в селе Красная Пустынь. В октябре 1946 г. был призван в армию, в начале 1945 года демобилизован в связи с ранением и тяжелой контузией. Служил авиамотористом в звании старшего сержанта, обслуживал самолеты, готовил к боевым вылетам. Награжден медалями «За боевые заслуги» и «За Победу над Германией в Великую Отечественную войну 1941–1945 гг.», орденом Отечественной войны II степени. Вырастил двоих сыновей и двух дочерей, среди его потомков 7 внуков и 10 правнуков. Уйдя на пенсию, ещё несколько лет работал на колхозной пасеке.
В 1964 был организован скотооткормочный совхоз «Сергачский», в него вошли отделениями М-Майданский, Ключевский, Краснопустынский колхозы. В последнем управляющим отделением работал Евгений Иванович Панин.
Руководил совхозом Григорий Григорьевич Салин. Он был уроженцем села Гагино (родился в 1909 году). С 1927 года после окончания техникума работал в системе заготовительных организаций, в 1954 году – председателем Рогановского колхоза, затем директором скотооткормочного совхоза «Сергачский». Участник Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., за мужество и отвагу награждён орденами Красного Знамени, Отечественной войны II степени.
Хорошо помню Григория Григорьевича. Высокий, широкий в плечах, могучий, доступный в обращении, с басовитым голосом. В 1976 году он был почётным гостем на 50-летии врача отоларинголога Нины Анатольевны Саблиной. Он исполнил несколько русских народных песен, заслужил бурные аплодисменты. Обращался к нему за содействием в строительстве помещения для медпункта в селе Красная Пустынь, планировавшегося к открытию. Рано ушёл из жизни Григорий Григорьевич, всего в 60 лет. Царствие ему Небесное.
В разные годы совхоз возглавляли Василий Антонович Андрусенко, Георгий Михайлович Гусев, Валерий Иванович Черственков. В 57 лет (в 1986 году) ушел из жизни Георгий Михайлович Гусев, главный государственный инспектор по качеству сельхозпродуктов агропромышленного объединения. Помню его по работе директором швейной фабрики, а также откормочного совхоза «Сергачский», называвшегося так с 17 декабря 1964 года по 21 октября 1989 года, переименованный с 22 октября 1989 года просто в Сергачский откормочный совхоз и просуществовавший в этом «звании» до 27 декабря 1992 года.
Внешний вид Георгия Михайловича – статный, видный, немногословный, серьёзный – априори внушал к себе уважительное отношение. При его содействии был открыт медицинский пункт в деревне Красная Новь, входившей по сельскохозяйственному производству, как и Красная Пустынь, в Сергачский откормочный совхоз. Спасибо ему.
С 1982 года совхоз возглавил Валерий Иванович Черственков, ранее работавший заведующим отделом сельского хозяйства РК КПСС. При нем в 1983 году были произведены капитальные приспособительные работы под медицинский пункт в Красной Пустыни, приобретены железный шкаф для хранения медикаментов, стерилизаторы, шторы и другой необходимый инвентарь. Несмотря на имеющиеся трудности в своём хозяйстве большинство руководителей помогали сельскому здравоохранению.
Как складывались дела в Краснопустынском отделении совхоза? Отделение специализировалась на откорме крупного рогатого скота, содержалась 700 голов. Как уже говорилось, отделением руководил Евгений Иванович Панин. Животноводами были М.М. Киотов, В.Ф. Студенкова, В.В. Бычкова. Ведущим специалистом была Н.М. Панина. Это о ней селькор В. Шеянова писала в заметке «Отвечают делом» («Л.З., 15.11.1975 г.).
«В минувшем году животноводы третьего отделения совхоза «Сергачский» заняли первое место в социалистическом соревновании. Дела у них идут хорошо. В январе привесы в откормочных группах составляли ежесуточно 600–700 гр., получено 11,5 тонн продукции. Неплохо справляются со своими обязанностями животноводы, занятые на откорме телят. На 7 февраля от 100 коров уже получено более 60 телят, все они сохранены и сейчас дают от 700–800 гр. привеса в сутки каждый. Они добиваются чистоты во дворах, разнообразят рационы, организуют прогулки животных. Так труженики ферм отделения делом отвечают на призыв партии дать продукции больше, лучшего качества, с меньшими затратами».
Через 5 лет в заметке «Девиз краснопустынцев» («Л.З.» 18.12.1980 г.). В. Шеянова вновь отмечает ударную работу по выращиванию скота животноводов в М.М. Киотова, А.Ф. Шапкина, А.М. Пушкарёва, В.И. Калашникова и других тружеников отделения.
«Особенно хорошо трудятся в эти дни Ф.Н. Самсонова, М.Г. Алсофьева, Ф.Н. Сафатова, Л.М. Панина, Е.А. Киотова, А.П. Калашникова, М.В. Волкова. Достойно встретить XXVI съезд нашей партии трудовым успехом – вот девиз краснопустынцев».
Увы, Россию ждали другие времена, горбачевская перестройка. Частному сектору экономики отдавалось предпочтение. Совхозы, колхозы считались неперспективными хозяйствами, нежизнеспособными.
Небольшое отступление. Помню, на экзамене по основам марксизма-ленинизма преподаватель задал мне вопрос: «Какие доказательства Вы можете привести в пользу идеи создания колхозов?» Я не мог ответить. «Доказательства такие: в войну жители оккупированных сел не самораспустили бывшие колхозы, а жили коллективным хозяйством, поэтому плохо или хорошо, но выжили», – ответил за меня преподаватель. Веское доказательство, но… времена изменились. Теперь на базе их создавались сельскохозяйственные кооперативы.
27 декабря 1992 года Сергачский откормочный совхоз, а вместе с ним Краснопустынское и отделения в других селах были ликвидированы. Живите, как хотите. За несколько лет многие выселки и посёлки, созданные в 20-х годах, исчезли с лица земли. Среди них: Гремячий, Отары, Быковка, Красная Новь, Ильинка, Орешник, Крюк, Вьюн и много других.
И Красная Пустынь постепенно стала вымирать. В 1965 году здесь проживали 272 человека (достаточно для организации здесь медицинского пункта), в 1984 году – 133, в 2010 – 48, на 1 марта 2022 года – 18 (8 мужчин, 10 женщин). Не видя перспективы сохранения деревни, молодёжь ещё раньше стала её покидать. Многие обосновались в Сергаче, другие переселились в Нижний Новгород, Арзамас, Дзержинск, Кстово и другие места жительства.
В настоящее время круглогодично здесь проживают всего несколько пожилых людей, бывших тружеников колхоза и совхоза, для которых в Красной Пустыни было всё: детство, юность, любовь, семья, дети, работа. Летом деревенька немного оживает, приезжают дачники, бывшие жители, из разных городов, в которых они теперь живут.
«Зовёт душа»… – в заметке под таким названием корреспондент «Сергачский жизни» А. Пузанков рассказал о сыне бывшего председателя Краснопустынского колхоза Е.И. Панина Юрии Евгеньевиче. После окончания 8-летней школы по совету отца Юрий поступил учиться на курсы механизаторов в Курмыш. Вернулся в деревню, работал трактористом, летом – комбайнером. Умудренный опытом отца, видя, что деревня после ликвидации колхоза попадает в разряд неперспективных, уговорил сына искать место понадёжнее. Юрий уехал в Нижний Новгород, работал на авиационном заводе. Стал городским жителем. Женился, воспитал двоих детей. Деревню свою, однако, не забыл. По возможности приезжал сюда, навещал родителей, помогал. А выйдя на пенсию, переселился сюда. С весны до поздней осени живут они здесь с супругой, занимаясь огородом, пчелами. Зовёт сюда душа. Привел в порядок старый родительский дом, сделал к нему пристрой. В Красной Пустыне сегодня он как староста, пользующийся уважением, авторитетом среди земляков. Помог восстановить старый водовод, заменив прогнивший деревянный жёлоб на цементно-асбестовые трубы. А спустя 5 лет и этот водовод заменили на полиэтиленовый, которому износа не будет. Помогли в этом деле Владимир Тронов, Константин Кузнецов, Юрий Хрущёв, Иван Гарусов. Молодцы мужики, доброе дело сделали для деревни! Спасибо предпринимателю В.В. Рыбкову, который обеспечил строительство водовода экскаватором. Вот так, делами неравнодушных жителей продолжает доживать деревенька.
В разные годы она входила в состав нескольких сельских Советов. С 1935 года была в составе М-Майданского, упраздненного в июне 1954 года, после чего вошла в Ключевский. С упразднением последнего в 1968 году, в связи с включением сел Ключево и Кладбищи в качестве микрорайонов в состав города, вновь вошла в М-Майданский сельский совет. После упразднения этого совета в 2009 году Красная Пустынь в составе Толбинского сельсовета. По мере возможности руководство Совета во главе М.Ф. Казаковым помогает оставшимся здесь сельчанам.
А ведь было в ней много хорошего, как и в других исчезающих в деревнях и сёлах. Учились ребятишки в начальной 4-х классной школе. Раиса Петровна Панина, жена председателя краснопустынского колхоза, учительствовала в ней. Её подменяла Шеянова Валентина Васильевна, она же была внештатным корреспондентом нашей районной газеты. Освещала положительные моменты в жизни колхоза, села, выявляла те или иные недостатки с целью их устранения. Добрая память о ней сохранились в сердцах односельчан. В 80-х годах из-за сокращения количества детей начальная школа была закрыта, оставшиеся дети продолжали обучение в Яновской школе, где и жили в интернате.
Много усилий администрации Сергачской центральной больницы пришлось предпринять для открытия здесь ФАПа (фельдшерского акушерского пункта). В записной книжке, которую вёл в течение многих лет, ещё за 1965 год нашёл запись: «Съездить к Н.Г. Салину насчёт медпункта в Красной Пустыни». В 1967 году планировалось его открытие, но не было помещения. В 1972 году медпункт был открыт за счёт колхоза в неприспособленном
помещении. В 1980 году планировалось проведение приспособительных работ в бывшем здании начальной школы. Лишь в 1982 году при директоре Сергачского совхоза В.И. Черственкове медпункт получил удобное помещение, приобретено некоторое оборудование: железный шкаф, стерилизатор и другие необходимые вещи.
Первым ферльдшером в 1983–87 годах здесь была Ольга Флегонтова. В связи с уходом в декретные отпуска в 1985 году её сменила Ольга Пушкарёва. Весной 1987 года Ольга Флегонтова перешла работать в Яновский ФАП.
С 1 апреля 1988 года полтора года медпункт в Красной Пустыни возглавляла Елена Булыгина. При ней Краснопустынским отделением заведовал Сотин Алексей Сергеевич, директором Сергачского совхоза был Мастюгин Иван Алексеевич. В настоящее время (2022 год) Ольга Пушкарёва работает в детской консультации, Елена Булыгина – в клинической лаборатории Сергачской ЦРБ.
С 90-х годов по 2012 г. оставила свой след по работе в Красной Пустыни Римма Прохорова. В заметке «Наш фельдшер» А. Курепчиков и другие рабочие совхоза «Сергачский» пишут: «Год назад в совхозе «Сергачский» открылся медпункт. Работает здесь фельдшером Римма Андреевна Прохорова. С первых дней она проявила настойчивость по организации
медицинского кабинета, его обеспечению необходимыми инструментами. Она всегда внимательна к пациентам. Для каждого находит доброе, ласковое слово, за короткий срок завоевала авторитет и уважение рабочих». Ее работа здесь была без постоянного места жительства. Несколько лет она ездила сюда на поезде. «Нашла свое счастье» – очерк о ней В. Малясова в «Сергачской жизни» от 21 апреля 2012 года, приуроченный к дню её рождения. Сегодня (2022 г.) за плечами Риммы Андреевны 42 года работы в здравоохранении района. Где бы она ни работала – на швейной фабрике, СПТУ-96, Краснопустынском медпункте, агропромышленном техникуме – она везде сполна отдавалась работе. Она и сегодня такая же энергичная, деловая, целеустремлённая.
В настоящее время, на протяжении уже многих лет, медицинское обслуживание оставшихся жителей Красной Пустыни осуществляется заведующей ФАП села Луговое Ханией Сулеймановой. О ней заметка Елены Лысковой в «Сергачской жизни» от 10 января 2020 года «Наша помощница». Именно так называют сельчане Ханию. На обслуживании у неё три села: Луговое, Игнатово, Красная Пустынь. «Мне нравится здесь, люди отзывчивые, добрые», – говорит она. И сельчане отзываются о ней только с самой лучшей стороны.
Не обошла стороной село-деревеньку Великая Отечественная. 71 имя-фамилия высечены на обелиске в центре села. Среди них имя уроженца Красной Пустыни Николая Васильевича Шапкина. Он родился 10 марта 1923 года. Ему было 15 лет, когда семья переехала в
город Шахты Ростовской области. После окончания десятилетки он поступил в Ейское авиационное училище, готовившее лётчиков для ВМФ. После его окончания в 1943 году был направлен в состав пятнадцатого разведывательного авиационного полка ВВС Балтийского флота. За время нахождения на фронте Николай Васильевич совершил 266 боевых вылетов, осуществляя дальнюю и ближнюю разведку. 22 июля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командованием ему присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда». Кроме этого, он был награждён 4 орденами Красного Знамени, орденом Великой Отечественной войны I степени и многими медалями. 5 марта 1945 года при выполнении боевого задания по разведке
нахождения кораблей противника командир звена старший лейтенант Н.В. Шапкин погиб в воздушном бою с вражескими истребителями.
Похоронен Н.В. Шапкин в посёлке Мурино Всеволожского района Ленинградской области. Его именем названы улицы в Сергаче и Красной Пустыни. Николай Васильевич Шапкин, как и другие герои района, является гордостью нашей земли.
Последний раз я посетил Красную Пустынь в августе 2015 года при таких обстоятельствах: Алексей Калинин, будучи в отпуске в селе Толба (он уроженец этого села, искренне болеющий за его судьбу, автор сотен натуралистических фотографий разных мест, любитель путешествий на своём стареньком авто, советник по любым вопросам в ОК и ВК, неугомонный в целом человек), проживающий уже много лет в подмосковной Барвихе, пригласил меня посетить неизвестные мне места на нашей речке Пьяне в районе села Языково Бутурлинского района. Поехали. Проехали повороты на село Луговое, посёлок Крутец. С этими посёлком или выселком у меня связаны две истории, о которых расскажу когда-нибудь. К сожалению, Крутца теперь нет, как и многих других посёлков-выселков. У села Языково свернули на луговую ухабистую дорогу, приведшую нас к реке Пьяне. Здесь Пьяна напоминает горную реку, а не речку. Узкая, мелкая, шумная, озорная, пересечённая посредине камнями-валунами, выступающими на полметра из-под воды. Клокочущие водные струи обтекают камни крутящимися пенистыми струями-потоками. Красиво и… жутко. Сделал несколько видео на память. Прошли несколько сот метров вверх против течения реки. Здесь Пьяна уже «трезвая», спокойная. Полюбовались некоторые время окрестностями и
поехали в село Языково. Полуразрушенная церковь, много домов из красного кирпича постройки позапрошлого века. Разрушенные колхозные дворы, полузаросшее репейником и крапивой село, безлюдье. На обратном пути решили заехать в село Игнатово, Луговое, Красную Пустынь. В Игнатове побывали на берегу озера, знаменитого пребыванием здесь в начале прошлого века композитора Сергея Рахманинова. Также много домов старинной постройки, много пустых, нежилых. И та же пустота, безлюдье.
На холме, где когда-то стояло поместье владельца села – Скалона, за высоким забором стоит дом современной вычурной постройки, очевидно, современного «олигарха». От кого отгородился? Из «живности» встретили на берегу озера девушку и парня, приехавших на родину из Нижнего.
Я помню Игнатово более оживленным людьми и животным миром. По селу проходила наезженная грунтовая дорога без окаймления чертополохом диких трав. Побывали в церкви; она восстановлена, действующая. Только прихожан не видно.
Из Игнатова приехали в село Луговое. Село пока ещё живёт. Но те же разрушенные колхозные дворы. Пустует, видимо, и дом Н.Н. Карманова, бывшего председателя колхоза «Луговское».
Затем проехали на реку Пьяну под Красной Пустынью. Посмотрели на окошечки домиков береговых ласточек на крутом берегу. Их – сотни. Проехали по улице Шапкина вдоль всего села. Сюда много раз приезжали когда-то к Михаилу Котову на рыбалку, о чём я уже писал. Нет давным-давно его отца, самого Михаила и его жены Зои. Осталась в памяти разбитая
дорога по центральной улице. Её подлатают попозже, как и дорогу на кладбище.
Не вжившийся в общую панораму деревни показался двухэтажный «охотничий» дом предпринимателя города Сергача. Другой дорогой, через разъезд Тарталеи, вернулись в Сергач.
Огромное спасибо Алексею за то, что выдернул меня из моей «норы», за возможность ещё раз насладиться пейзажами Сергачской земли, красотами оврагов, склонов, берегов реки Пьяны, нашими полями и лесами. А вечером, проживая в памяти ушедшей день, всплыла в памяти изумительная картина природного чуда, пусть косвенно, но связанная с Красной Пустынью, одной из её окрестностей. Дело было так.
Однажды решили поохотиться на лося. Соответствующее разрешение имелось. Вошли в лес возле озерка, что левее по дороге к селу Толба. Летом многие сергачане ездили сюда купаться. Вскоре напали на лосиный след. Лесом несколько километров прошли почти до его окраины, за которой располагалась Красная Пустынь. Вышли на поляну (очевидно, после вырубки), окаймленную высокими деревьями. Изрядно устали, выжили из себя все силы. Решили передохну́ть. Каждый вытоптал в снегу себе ложе. Выпили по рюмке горячительного, согрелись чаем из термосов. Костер не разводили, слишком хлопотно. Гремящая тишина, ни одного звука. Какое-то умиротворяющее спокойствие окунуло нас. И вдруг… Внезапно исчезло пространство поляны: сверху ливнем обрушился на нас мягкий, повальный снегопад. Небо доилось струями белых нитей. Словно пряжа спускалась из непроглядной выси. В несколько мгновений пушинки одели нас в белые саваны. Несколько минут, длилась такая сказочная феерия. Также внезапно, без всякого временного затухания, это чудо прекратилось. Это было какое-то волшебство. Несколько минут мы приходили в себя. Из небытия вернулись в жизнь.
К сожалению, и наше село – деревня Красная Пустынь постепенно уходит в небытие.
Но остаётся о ней память, история, которую надо знать потомкам живших здесь их предков и пока ещё живущих в единственных числах.
«Тот, кто не помнит свою историю, у того нет будущего», – сказал классик.
Будем помнить!